Для многих стран вегетарианский образ жизни – новое явление. Однако в Индии он имеет глубокие корни. Аюрведа, древняя индийская школа медицины и заботы о здоровье, придает питанию важнейшее значение. Не всякая вегетарианская диета аюрведическая, но аюрведическая диета – практически всегда вегетарианская.
Баланс, легкость и чистота
Наука Аюрведы подходит к пище в духе математики и экономики: при правильном, здоровом питании организм должен получать из еды больше энергии, чем расходует на ее усвоение.
В свете этой простой логики является закономерным отказ от мяса. Ведь его переваривание всегда дается нелегко.
Все мы на собственном опыте знаем, какой тяжкой нагрузкой может лечь на организм чересчур обильная или калорийная пища. Чтобы справиться с ней, тело тратит силы, которые приходится забирать у других физических процессов и функций. Например, страдает умственная активность. Да и вообще после переедания становится не до чего и клонит в сон. В этом состоянии нам не хватает энергии, ведь большая ее часть уходит на расщепление съеденного и извлечение из него калорий.
А растительные продукты – легкие, и переварить их проще. Кроме того, они чище мяса. Последнее изначально содержит в себе много токсинов и вредных веществ, да еще и вырабатывает их дополнительно в процессе распада внутри организма.
Все «лишние», загрязняющие тело элементы и «отходы», Аюрведа обозначает санскритским словом «ама» и считает ее чрезмерное скопление причиной всех проблем со здоровьем. Амой же называется и начальная стадия любого недуга. Одна из самых главных задач Аюрведы – свободный, полный и бесперебойный вывод амы из тела. Именно растительная пища справляется с этим лучше всего, ибо содержит волокна, которые освобождают организм от токсинов.
Любовь к братьям нашим меньшим
Мотивы, побуждающие людей выбирать растительную диету, не сводятся только к пользе для здоровья и улучшению самочувствия. В разговоре о вегетарианстве невозможно обойти стороной тему этики.
Гуманное отношение к животным во все времена играло большую роль в решении отказа от того, чтобы использовать их в качестве пищи. Сострадание и любовь к зверушкам – естественные чувства. Но лишь самому человеку решать, являются ли у него данные эмоции настолько сильными, чтобы стать вегетарианцем.
Подход Аюрведы к вопросу, есть или не есть мясо, в итоге оказывается во многом созвучным этим добрым и благородным мотивам. Однако индийская наука, в которой физические аспекты тесно переплетаются с духовными, рассматривает проблему по-своему, руководствуясь собственной логикой.
Духовное измерение
Согласно учению индуизма, мясо как продукт несет на себе тяжелую кармическую нагрузку – страдания, причиненные животному и испытанные им. Человек, употребляя такую пищу, принимает на себя эту неприятную карму – ответственность за боль, пережитую другим существом.
Карму придется в той или иной форме отрабатывать. Нет, не обязательно через равноценные собственные страдания. Но так или иначе ее вес будет давить и ощущаться и на духовном, и на физическом уровнях. И нужно будет опять-таки тратить силы, чтобы справляться с этим грузом.
«Чистое» мясо
В древних текстах Вед, в которых затрагиваются проблемы питания, мясо считается допустимым и рекомендуется для исцеления от некоторых недугов, связанных с наиболее подвижной, «взрывной» и креативной из трех дош ватой. В прошлом в Индии мясо было также рекомендовано для стимуляции разума. А воинам из касты кшатриев предписывалось есть его перед битвой.
Но касалось это мяса не всякого животного, а только выращенного в естественных условиях и на полностью натуральном корме. А такое практически невозможно найти при современном животноводстве и мясоперерабатывающей промышленности.
Шаг за шагом. Постепенный путь Аюрведы к вегетарианству
Что касается перехода на аюрведическую версию вегетарианства, то индийская мудрость считает, что лучше всего делать это не одним махом, «с понедельника», а постепенно, поддерживая все тот же баланс, которому Аюрведа придает такое большое значение.
Скажем, начать стоит с замены в своем рационе мяса млекопитающих на рыбу и морепродукты, а уже позднее отказаться и от последних.
Богатство вегетарианского стола
Диета, рекомендуемая Аюрведой, в общем совпадает с лактовегетарианством, которое наряду с разнообразной пищей растительного происхождения включает употребление и молочных продуктов, а еще яиц.
Индийская теория питания одобряет свежие и приготовленные овощи, фрукты и ягоды, злаки, особенно цельные, всевозможные бобовые, орехи, а также семена. Плюс яйца, молоко козье и коровье, масло гхи, йогурт, мягкие сыры, в том числе панир. Последнюю, нерастительную группу продуктов лучше кушать в умеренных количествах.
Сбалансированное и основанное на аюрведических принципах питание способствует оптимальному усвоению еды, обмену веществ и насыщению тканей. Такая вегетарианская диета придает человеку сил, укрепляет иммунитет и стимулирует выработку оджаса, высшей и самой важной, по Аюрведе, форме жизненной энергии. На духовном уровне результат отказа от мяса – повышение частоты вибрации саттвы, гуны благости, которая считается самым чистым и возвышенным качеством материальной природы.
Индийская кухня предлагает огромный выбор блюд без мяса, которые поражают питательностью и вкусовым разнообразием. Оказывается, что при помощи специй, приправ и приемов восточной кулинарии можно творить настоящие чудеса.
Этот сайт использует cookie-файлы и другие технологии, чтобы помочь Вам в навигации, а также для предоставления лучшего пользовательского опыта и анализа использования наших продуктов и услуг.