Випассана: тишина и созерцание


Среди тех восточных духовных и физических практик, которые доступны обычным людям, а не только монахам и отшельникам, одной из самых серьезных является випассана. Это 10-дневный курс удаления от мира, медитаций, аскезы и молчания.


Ретрит


Ретрит

Випассана относится к формам времяпрепровождения, объединенным понятием «ретрит», в переводе с английского – «уход». Так обозначают промежуток времени, на который человек прерывает обычное течение своей жизни и посвящает себя духовным занятиям, отрешенности от повседневных дел и забот, эмоционально-психологической детоксикации.

Ретриты в той или иной форме и под разными названиями с глубокой древности практикуются во всех религиозных традициях. Випассана сложилась в рамках буддизма. Но в наши дни не обязательно исповедовать какую-либо веру, чтобы уйти в ретрит.

Бешеный ритм современного городского образа жизни, постоянный стресс, перенасыщенность информацией – все это повышает востребованность ретритов вообще и випассаны в частности.


Випассана – для чего она?


Випассана – для чего она?
На санскрите «випассана» означает «проникновенное видение» или «видеть вещи такими, каковы они на самом деле».

В сущности задача данного ретрита та же, что и у всякой медитации – освободить свое сознание из круговорота аффектов и бесконечно сменяющих друг друга мыслей. Для чего необходимо достигнуть состояния максимальной сконцентрированности, научиться наблюдать за появлением и исчезновением идей и образов в своей голове, не отождествляя себя с активностью ума.

Випассану иногда называют «свиданием с самим собой». Результаты этого погружения внутрь собственного сознания у всех будут разными. Никто, в том числе вы сами, не предскажет заранее, что именно откроется за «вуалью» переживаний и мыслей.

Но в любом случае практикующий випассану через нее приближается к самому себе, что имеет целительный эффект для души. А говоря более приземленным языком, 10-дневный ретрит приносит расслабление телу и сознанию, помогает обрести душевную гармонию, избавляет от стресса и тревожности.

Хотя заранее стоит предупредить, что далеко не во всех случаях процесс будет легким, а тем более приятным. Многие во время випассаны встречаются с глубокими психологическими травмами из своего прошлого, проникают в прежде скрытые пласты собственного сознания. Но конечным результатом такого опыта должно стать исцеление души и более ясное понимание себя и мира.


Дисциплина…


Дисциплина…

Випассана – аскетическая практика. Ее участники, которых называют студентами, или учениками, прибыв в место проведения, сдают мобильные телефоны и на протяжении ретрита соблюдают обет молчания. Студенты изолированы от внешнего мира и не общаются друг с другом. Им возбраняется даже зрительный контакт между собой, не говоря уже о телесном. Нельзя также читать, писать, рисовать, танцевать, заниматься йогой и подвергать себя любым физическим нагрузкам.

Соблюдение перечисленных ограничений остается на совести практикующего. На випассану приходят и попадают в подавляющем своем большинстве люди, как минимум, уже не понаслышке знакомые с медитацией и восточной философией.

В центрах ретрита не существует никакой «полиции випассаны», которая бы следила за соблюдением дисциплины. И небольшие отклонения от нее по уважительным причинам вполне допустимы. Если вам потребуется негромко обменяться парой слов с другим студентом, это не сочтут непростительным нарушением.


…и аскеза


…и аскеза

Любая аскетическая практика подразумевает более или менее строгую диету. На протяжении випассаны не едят мяса и не принимают пищу после полудня. Исключение делают для новичков, тех, кто впервые проходит подобный ретрит. Им позволяется ужинать ягодами и чаем во второй половине дня.

Правила випассаны предписывают воздержание от любых видов сексуальной активности.

Условия сна здесь тоже отличаются определенным аскетизмом: жесткие матрасы на низких кроватях.

На время випассаны студенты переодеваются в максимально простую, скромную, неброскую и удобную для медитации одежду.

Элементы сурового самоограничения призваны минимизировать все «шумы», помехи извне, которые отвлекают, рассредотачивают внимание студента.


Активное созерцание


Активное созерцание

Что же остается делать человеку в течение 10 дней после исключения практически всех форм деятельности, внешних стимулов и раздражителей?

Ответ: медитация. У каждой группы есть наставник, под чьим руководством студенты медитируют. Как правило, голос учителя – единственный, который звучит во время випассаны.

Многие новички думают, что цель медитации – полностью очистить свою голову от мыслей и образов, добиться абсолютной «пустоты» сознания. Это распространенное и ошибочное представление.

Медитировать – не значит стоять бдительным цербером на границе своего ума и отгонять каждую новую мысль. Медитация – наблюдение мыслей, ощущений, посещающих разум образов без отождествления себя с ними. «Мысль возникает, но мы за ней не следуем», – говорит учитель.

Такая техника позволяет увидеть работу собственного ума со стороны и наконец «вынырнуть» из потока мышления.

А уж какие озарения и открытия ждут участников випассаны на пути самопознания дальше, не может знать никто, включая их самих.


Знание утраченное и возвращенное


Знание утраченное и возвращенное

Випассана зародилась в глубочайшей древности. Но ее перестали практиковать к 10 веку нашей эры. После долгого перерыва в 8 столетий в 18 веке в Бирме, или Мьянме, буддистские монахи начали возрождать забытую традицию и сформировали випассану в том виде, в каком она известна сейчас.

В 20 веке бирманский буддистский наставник Шри Сатья Нарайян Гоенка дал новый мощный импульс развитию и популяризации випассаны. Центры для проведения таких ретритов стали возникать по всему миру.


Випассана – не развлечение. Хотя она нередко приносит чувство обновления и восстанавливает силы, не стоит путать ретрит молчания и медитации с отдыхом. Можно сказать, что випассана – работа, только не физическая, а духовная. Это необычный и уникальный для современного человека опыт, сулящий неожиданные открытия.

Возврат к списку