Что мы знаем об индийском кинопроизводстве?


Индийское кино – явление, впечатляющее своим масштабом и подачей. Его стиль, приемы, сюжетные ходы и мотивы люди других культур могут воспринимать с иронией. Но невозможно отказать кинематографу древней страны в признании его потрясающим феноменом современной массовой культуры.


С песней и кассой по жизни


С песней и кассой по жизни


На экране – песни, танцы, умопомрачительные декорации, огромные толпы массовки, душещипательные и душераздирающие страсти. А за всем этим мощная, многомиллиардная, высокопрофессиональная индустрия с огромными доходами, опытом и более чем вековой историей. Это кинопроизводство Индии.

Яркая кавалькада индийских художественных фильмов в свое время широко, весело, лихо, с песнями и плясками прокатилась по экранам Советского Союза и многих других стран. Сногсшибательные блокбастеры «Танцор диско» и «Зита и Гита» собирали кассу не только в бесчисленных кинотеатрах на Индийском субконтиненте.

Прошедшие с тех пор десятилетия кинематограф пестрой страны не стоял на месте, развиваясь по всем направлениям: творчески, профессионально, коммерчески, технологически.


Детская наивность и серьезный бизнес


Детская наивность и серьезный бизнес

Простодушие, экспрессивность, зашкаливающий пафос и сентиментальность индийской кинопродукции почти с неизбежностью вызывают у иностранных зрителей усмешку. Но цифры бюджетов кинокартин, кассовых сборов, гонораров совершенно серьезные. Не детские.

Вы знаете, что гонорары топовых суперзвезд Болливуда не уступают заработкам их голливудских коллег? Что состояние Амитабха Баччана равно состоянию Джека Николсона и Сильвестра Сталлоне – 400 миллионов долларов? Что Шак Рукх Кхан богаче Тома Круза, Брэда Питта и всех-всех-всех, занимая со своими 600 миллионами вторую строчку в свежем рейтинге богатейших киноартистов планеты?

Поэтому нет ничего удивительного в том, что индийские кинокомпании могут позволить себе самые дорогостоящие спецэффекты и приглашение самых высокооплачиваемых профессионалов со всего мира. Работа камеры, монтаж, картинка – все эти составляющие в индийской кинопродукции находятся на высшем уровне.


Индийские актеры – таланты и профессионалы мирового уровня


Индийские актеры – таланты и профессионалы мирового уровня

Высокий уровень болливудского профессионализма подтверждается и тем, что ведущих индийских актеров и актрис часто приглашают к участию в международных кино- и телефильмах, в том числе в больших проектах Голливуда.

Патриарх индийского кинематографа Амитабх Баччан отметился ролью в искрометном «Великий Гэтсби», том самом фильме 2013 года, где главную роль сыграл Леонардо Ди Каприо. Опытный актер Анупам Кхер регулярно работает в американских фильмах и сериалах, его партнером на съемочной площадке был, например, великий Роберт Де Ниро.

Еще один артист Ифран Кхан сыграл в таких блокбастерах мирового масштаба, как «Новый Человек-паук» и «Мир Юрского периода». И таких примеров можно привести еще много. Всякий раз, когда нужно играть роли, не предполагающие традиционной болливудской аффектации, артисты из Индии справляются с этим прекрасно.

А болливудская красавица Дипика Падуконе не только снялась несколько лет назад в очередном боевике-блокбастере франшизы «Три Икса» с Вином Дизелем, но и попала в этом году в состав жюри престижнейшего Каннского Международного кинофестиваля.


Особенности и атмосфера: как смотрят кино в Индии


Особенности и атмосфера: как смотрят кино в Индии

Сиденья для зрителей в индийских кинотеатрах расположены в два яруса, с «галеркой», как в театре. Фильмы долгие, по 3, по 4 часа, с перерывом («интервалом») между частями – антрактом.

Во время просмотра зрители, в огромном большинстве молодые мужчины, реагируют бурно, с возгласами, с жестикуляцией на особо захватывающих сценах, а появление на большом экране крупнейших кинозвезд вызывает переходящую все границы бурю восторга публики, словно на рок-концерте. По сравнению с таким веселым буйством манеры публики в кинозалах России и Запада – воплощенная чопорность.


Не Болливудом единым: каждому штату – по киноиндустрии


Не Болливудом единым: каждому штату – по киноиндустрии

Обычно индийское кино ассоциируется с Болливудом – центром кинопроизводства в Мумбаи, крупнейшем мегаполисе страны. Однако Болливуд – это только кинематограф на языке хинди. А Индия ведь многоязычна и многоэтнична, чем похожа на Европу и недаром называется субконтинентом. Как в Старом Свете живут поляки и испанцы, шведы и греки, так и здесь – тамилы и маратхи (народ, населяющий штат Махараштра), гуджаратцы и бенгальцы. Огромное государство состоит из 28 штатов и еще 8 союзных территорий. И в большинстве из них есть свои «...-вуды».

Да, хиндиязычный кинематограф, то есть Болливуд, лидирует по объему доли кинорынка. Причина в том, что хинди – язык общения между разными этносами Индии (между прочим, для образованных слоев населения эту же функцию выполняет английский, оставшийся после колониального владычества Британии). Но вообще-то в стране делают кино на 20 с лишним языках. Например, в южном приморском штате Керала, где говорят на языке малаямам, центр кинопроизводства называют Молливудом. В Бенгалии, на востоке страны, там, где Калькутта – это Толливуд. У тамилов – Колливуд. Далее везде и с песней!



Киноиндустрия – одна из важных отраслей бурно растущей экономики республики Индия. Население страны приближается к 1,5 миллиардам человек, а кино входит в число главных развлечений для этого океана людей.
Страна стабильно удерживает первое место в мире по числу выпускаемых фильмов, опережая Китай и США. Можно уверенно говорить, что при великолепном прошлом и блестящем настоящем лучшие дни индийского кинобизнеса еще впереди.

Возврат к списку