Йога. История


Зародившись в Индии, йога стала глобальным явлением, не знающим границ. Когда речь заходит о ней, то в подавляющем большинстве случаев имеют в виду систему физических упражнений. Если совсем упрощать – индийскую гимнастику. Но в действительности йога как понятие и явление гораздо шире и глубже.


Оттенки смысла


Оттенки смысла

Интересно и характерно, что точный перевод с санскрита слова «йога» вообще не содержит упоминаний тела. Он означает «сосредоточение мыслей, глубокое размышление, созерцание» и происходит от глагола «йудж» – «воображать, представлять себе, визуализировать». Как видите, пока никакой «физики», все, как говорится, в голове.

И в то же самое время санскритское «йудж» имеет еще одно значение – «упряжь». В этом есть смысл, ведь практиковать йогу – это еще и «твердо владеть чувствами», «обуздывать свои эмоции».

В максимально полном смысле йога – совокупность физических, психических и духовных практик. Они нацелены на управление различными функциями тела и сознания. Эти техники разрабатывались в рамках двух крупнейших мировых религий, зародившихся на Индостане: индуизма и буддизма.


Тело, сознание, дух


Тело, сознание, дух

Йога как система физических упражнений называется хатха-йогой и является одной из пяти основных направлений в йоге. Четыре других: раджа-йога – контроль ума через медитации, карма-йога – бескорыстный труд, джняна-йога – еще одна медитативная школа, но на этот раз для слияния своего сознания с Брахманом, или абсолютной истиной индуизма, и бхакти-йога – преданное и исполненное любви служение Ишваре, верховному Богу, стоящему над множеством божеств, или дэвов, индуистского пантеона.

Но даже хатха-йога – в такой же степени ментальная практика, что и физическая. Данный аспект сближает ее с течениями и в европейской психологии, которые предлагают рассматривать человека целостно.


Седая древность и утонченная сложность


Седая древность и утонченная сложность

Происхождение йоги, как и многого другого, что древняя цивилизация Индии подарила миру, затеряно в незапамятной глубине веков.

Изображения фигур людей в позах медитации и йоги найдены на нескольких печатях времен Индской цивилизации, это 3300-1700 годы до нашей эры.

Сейчас в науке общепринятой является теория, что йога развилась из аскетических практик религии Вед – древнейшей, самой ранней формы индуизма, которая предшествовала нынешнему брахманизму.

Йога во всей ее полноте – комплексная и невероятно сложная система, тесно переплетенная с философией и теологией.

А дальше – о йоге в том смысле, как ее знают и практикуют по всему миру – речь пойдет о физических упражнениях.


Ближе к телу


Ближе к телу

Уже раджа-йога легендарного философа и учителя Патанджали (споры историков о его личности не утихают и в наши дни), разработанная им во 2 веке до нашей эры, включала в себя физические упражнения, но была в большей степени сосредоточена на работе с сознанием.

Усиление в йоге именно гимнастического элемента связывают с именами двух гуру: Матсьендранатха и его ученика Горакшанатха. Их жизнь и деятельность пришлись на 10 и 11 века нашей эры. Именно эти учителя заложили основы хатха-йоги. Она исходит из того, что путь к очищению разума лежит через очищение тела.

Важнейшую роль в хатхе играют асаны – йогические позы. Гибкость, в особенности в суставах – вот главное, что развивает практика йоги, если брать ее чисто физический аспект. Асаны делятся на растягивающие, скручивающие, силовые, перевернутые, сдавливающие и равновесные.

Также очень важна пранаяма – работа с дыханием. Она служит для очищения тела и сознания от загрязнений, как физических, так и ментальных.


Путь на Запад


Путь на Запад

Огромную часть своей истории йога оставалась сугубо индийским феноменом. Впервые о ней, как о части индийской философии и образа жизни, европейской образованной публике рассказал немецкий философ Артур Шопенгауэр.

Этот довольно мрачный мыслитель жил и писал в конце 18 – начале 19 века. Насмотревшись в течение своей жизни на политические катаклизмы в Европе, Шопенгауэр разочаровался во всех современных ему социальных теориях и философских школах. В поисках альтернатив и утешения он обратился к индийской философии. Знания о ней Шопенгауэр черпал из Упанишад, одного из важнейших религиозных трудов Индии. Эта книга стала доступна на Западе благодаря переводу на латынь и изданию в Париже в 1802 году.


Вивекананда


Вивекананда

Первый мощный всплеск интереса зарубежной публики к йоге датирован концом 19 столетия. И заслуга в этом принадлежит Свами Вивекананде, крупнейшему индийскому философу, ученому, общественному деятелю и йогину. За свою короткую жизнь он успел сделать очень много в религиозной и общественной сферах как в Индии, так и за ее пределами.

В 1893 году Вивекананда впервые посетил США и выступил на Всемирном парламенте религий в Чикаго. Речь имела большой успех и положила начало популярности индийской философии и йоги в Западном мире. Вивекананда продолжил свою просветительскую деятельность, выступая в Америке и Европе с лекциями об индуизме и йоге. Этот гуру пробудил широкий международный интерес к культуре и философии Индии, который с тех пор не пропадал никогда.


Шестидесятые и новая волна увлечения йогой


Шестидесятые и новая волна увлечения йогой

Очередной и очень мощный всплеск популярности йоги вне Индии можно датировать 1960-ми годами. Он стал частью культурной революции в Соединенных Штатах и Западной Европе, когда представители первого послевоенного поколения, так называемого бэби-бума, с жадностью набросились на самые разнообразные философские, политические, социальные теории, учения и практики. В том числе на «мудрость Востока», понимаемую максимально широко, включая йогу. В США, особенно в штате Калифорния, йога стала важной частью Нью-Эйдж – целой россыпи движений и школ, посвященных поиску более совершенного и полного образа жизни.


С тех пор йога-классы распространились повсюду. Сейчас на планете, вероятно, нет ни одной страны, в которой не найдется йога-студии. О том, как обстоят дела с йогой в мире прямо сейчас, какие в ней существуют школы и тенденции – в нашей следующей статье.

Возврат к списку